Американцы, способные продать перо и пух из крыльев ангелов самой Небесной канцелярии, не зря называют рекламу двигателем торговли. А двигателю необходим носитель. И таких «носилыциков» великое множество — от людей-«сэндвичей» до пространств виртуальной реальности. Однако непревзойденными по охвату аудитории и коммерческой отдаче являются, разумеется, масс-медиа и транспорт, особенно автомобили. И вот здесь-то реклама и превращается в подлинное искусство.
Говорят, еще ганзеиские купцы сформулировали «золотые» постулаты торговли, которыми руководствуются и современные рекламщики. Первый гласит: дайте покупателю то, что он хочет. Сделать это принципиально не сложно, наши, вон, умудрились продать за 6800 долларов Луноход II сыну какого-то американского астронавта, на условиях самовывоза. Осуществить второй, если у вас нет того, что хочет клиент, убедите его купить то, что у вас есть, куда сложнее. На уникальный, пусть и совершенно бесполезный, предмет покупатель обычно находится, а вот доступно и аргументировано объяснить потребителю, чем, собственно, товар А лучше товара Б, бывает очень трудно. И «наглядная агитация» играет в этом деле далеко не последнюю роль.
Появилась «наружка» уже в се-ргдине XIX в. — на бортах первых английских омнибусов, а потом автомобилей. Тогда, правда, о художественном исполнении задумывались мало, поэтому дифирамбы в адрес универмага или каменоломни отличались, как правило, лишь шрифтом. Аналогия с нашими фургонами «Хлеб» и «10-й автокомбинат» напрашивается сама собой.
После Первой мировой войны, понятное дело, было совсем не до рекламы, однако, как только на смену «черному» рынку пришел рынок цивилизованный, конкуренция взяла свое. Разумеется, в первую очередь, в США, меньше других пострадавших от боев. Оборотистым янки первым пришло в голову не просто писать на бортах развозных фургонов названия фирм, но и сопровождать надписи привлекательными рисунками по теме. Ну а коль скоро на машине значится «Не самое дешевое, но лучшее», желательно, чтобы и выглядела она соответствующе. В результате в городах появились «полуторки» вроде Diamond Т с таким «легковым» декором, как стальные колеса, двойные бамперы, «барабанные» электрические фары, хромированная решетка радиатора. Это был первый скромный шаг на пути превращения базарного призыва «Купи-продам!» в прикладное искусство. Строго говоря, сами по себе основные приемы пропаганды достоинств тех или иных товаров с помощью автомобиля к сегодняшнему дню принципиальных изменений не претерпели. «Техника письма», конечно, подвластна моде, но и только. Оттого, будет Philips расписан под Хохлому или в духе «старых фламандцев», суть продукции компании останется прежней. Все так, когда речь идет о типовой рекламе, которой нас ежедневно пичкает общественный транспорт. Однако помимо «автобусного граффити» существуют более оригинальные и привлекательные формы.
Самые популярные носители рекламы в мире — болиды Формулы 1. «Королевские» гонки по посещаемости уступают только футболу, Олимпиадам и регби, поэтому коммерческая отдача здесь колоссальна. Первым логотип Gold Leaf разместил на Lotus 49 B в 1968 г. Колин Чепмэн (Сolin Сhapman). Появление так называемого титульного спонсора в корне изменило «лицо» Формулы как в финансовом, так и в изобразительном смысле. Цветовая гамма пелетона изрядно обогатилась (ранее каждая фирма строго придерживалась национального цвета), а за эстетикой ревностно следила финансирующая сторона. И вообще, в середине 70-х гоночные машины смотрелись как никогда здорово. Чего, увы, не скажешь о современных болидах, получивших, с ростом числа спонсоров, «попугаистую» внешность, подретушировать которую даже приглашают таких выдающихся дизайнеров, как Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giungiaro). Правда, теперь без «ударных» денежных инъекций не обойтись, ведь, образно говоря, килограмм Формулы 1 стоит почти как килограмм золота.
Все вышесказанное — это, так сказать, тяжелая артиллерия, рекламный авто-арт на промышленном уровне. Однако все мы знаем, что на рынке ремесленник зачастую представляет свой товар с искусством, немыслимым для крупного производителя. Ну а если товаром выступаешь ты сам... Например, актер средней руки Деннис Вудруф (Dennis Woodruff) решил, что лучшего импресарио для себя, любимого, чем он сам, не найти. Обклеил Lincoln Соntinental собственными афишами и рецензиями — и начал разъезжать по Голливуду. И что бы вы думали — на необычную машину обратил внимание сам Фил Коллинз (Рhil Соllins), взявший владельца в свою группу для съемки клипа!
Еще оригинальнее поступил некий переработчик вторсырья, который для рекламы своего бизнеса обвешал «Жука» всяким старьем так, что на нем живого места не осталось. Нью-йоркские же «зеленые» в прямом смысле изгадили Рontiac с целью отнюдь не меркантильной. Автомобиль «украшен» лишь малой толикой отбросов, собранных на городских пляжах. Говорят, одно лишь появление такого «мусоровоза» у мест общественного отдыха действует эффективнее любых призывов типа «Не сорить — штраф!»
Volkswagen и Pontiac — это уже не совсем живописная реклама. А есть и совсем не живописная, но не менее впечатляющая. Речь идет об автомобилях, специально придуманных для эффектной и эффективной доставки или продажи товара. Откровенно говоря, не знаю, кто первым таким образом механизировал и,одновременно,облагородил торговлю. Но известно, что среди первопроходцев была Соса-Со1а, в начале 30-х обзаведшаяся парком передвижных автоматов для разлива газировки. Однако, как и в случае с «граффити», эксклюзивные кузова дают заметную фору промышленным партиям.
У ирландцев есть пословица: «Душу пивом не поправишь». Англичане, похоже, не согласны: согласитесь, чтобы поставить на шасси роскошный «Дэймлер», стилизованный под бутылку с пивом, к этому напитку нужно относиться именно с душой. Впрочем, доставлять почтенным леди и джентльменам молочные продукты в фургончике со 120-сильным V8, расположенном в базе, — это тоже круто, хотя и идет вразрез с представлениями о консервативности англичан. Впрочем, фирма Рastyereyes Express на отсутствие заказчиков не жалуется. Как и владелец австралийской фабрикикухни, обслуживающий клиентов на хотроде, сделанном из довоенного фургона Ford с 5,0-литровым двигателем Мustang и «ягуаровски-ми» мостами. Кейт Аткинсон (Кeith Atkinson) гарантирует доставку «с пылу, с жару».
Но ведь автомобиль — товар сам по себе, а потому реклама ему тоже не вредна. Единственная марка, визуальной рекламы которой я не видел, — Rolls-Royce. Правда, читал: «Если при езде по проселку из стоящей на откидном столике рюмки не пролилось ни капли, значит, вы ехали на «роллсе». Все остальные вынуждены показывать товар лицом, и привлекательность рекламы нередко прямо пропорциональна классу машины. В качестве примера мы специально выбрали ан-типодов во всех отношениях, пред-ставленных в лучших западных изданиях. Вывод очевиден — авто-арт в автомобилестроении и автомобильной рекламе суть стороны одной медали.
По материалам www.gpmar.ru
Говорят, еще ганзеиские купцы сформулировали «золотые» постулаты торговли, которыми руководствуются и современные рекламщики. Первый гласит: дайте покупателю то, что он хочет. Сделать это принципиально не сложно, наши, вон, умудрились продать за 6800 долларов Луноход II сыну какого-то американского астронавта, на условиях самовывоза. Осуществить второй, если у вас нет того, что хочет клиент, убедите его купить то, что у вас есть, куда сложнее. На уникальный, пусть и совершенно бесполезный, предмет покупатель обычно находится, а вот доступно и аргументировано объяснить потребителю, чем, собственно, товар А лучше товара Б, бывает очень трудно. И «наглядная агитация» играет в этом деле далеко не последнюю роль.
Появилась «наружка» уже в се-ргдине XIX в. — на бортах первых английских омнибусов, а потом автомобилей. Тогда, правда, о художественном исполнении задумывались мало, поэтому дифирамбы в адрес универмага или каменоломни отличались, как правило, лишь шрифтом. Аналогия с нашими фургонами «Хлеб» и «10-й автокомбинат» напрашивается сама собой.
После Первой мировой войны, понятное дело, было совсем не до рекламы, однако, как только на смену «черному» рынку пришел рынок цивилизованный, конкуренция взяла свое. Разумеется, в первую очередь, в США, меньше других пострадавших от боев. Оборотистым янки первым пришло в голову не просто писать на бортах развозных фургонов названия фирм, но и сопровождать надписи привлекательными рисунками по теме. Ну а коль скоро на машине значится «Не самое дешевое, но лучшее», желательно, чтобы и выглядела она соответствующе. В результате в городах появились «полуторки» вроде Diamond Т с таким «легковым» декором, как стальные колеса, двойные бамперы, «барабанные» электрические фары, хромированная решетка радиатора. Это был первый скромный шаг на пути превращения базарного призыва «Купи-продам!» в прикладное искусство. Строго говоря, сами по себе основные приемы пропаганды достоинств тех или иных товаров с помощью автомобиля к сегодняшнему дню принципиальных изменений не претерпели. «Техника письма», конечно, подвластна моде, но и только. Оттого, будет Philips расписан под Хохлому или в духе «старых фламандцев», суть продукции компании останется прежней. Все так, когда речь идет о типовой рекламе, которой нас ежедневно пичкает общественный транспорт. Однако помимо «автобусного граффити» существуют более оригинальные и привлекательные формы.
Самые популярные носители рекламы в мире — болиды Формулы 1. «Королевские» гонки по посещаемости уступают только футболу, Олимпиадам и регби, поэтому коммерческая отдача здесь колоссальна. Первым логотип Gold Leaf разместил на Lotus 49 B в 1968 г. Колин Чепмэн (Сolin Сhapman). Появление так называемого титульного спонсора в корне изменило «лицо» Формулы как в финансовом, так и в изобразительном смысле. Цветовая гамма пелетона изрядно обогатилась (ранее каждая фирма строго придерживалась национального цвета), а за эстетикой ревностно следила финансирующая сторона. И вообще, в середине 70-х гоночные машины смотрелись как никогда здорово. Чего, увы, не скажешь о современных болидах, получивших, с ростом числа спонсоров, «попугаистую» внешность, подретушировать которую даже приглашают таких выдающихся дизайнеров, как Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giungiaro). Правда, теперь без «ударных» денежных инъекций не обойтись, ведь, образно говоря, килограмм Формулы 1 стоит почти как килограмм золота.
Все вышесказанное — это, так сказать, тяжелая артиллерия, рекламный авто-арт на промышленном уровне. Однако все мы знаем, что на рынке ремесленник зачастую представляет свой товар с искусством, немыслимым для крупного производителя. Ну а если товаром выступаешь ты сам... Например, актер средней руки Деннис Вудруф (Dennis Woodruff) решил, что лучшего импресарио для себя, любимого, чем он сам, не найти. Обклеил Lincoln Соntinental собственными афишами и рецензиями — и начал разъезжать по Голливуду. И что бы вы думали — на необычную машину обратил внимание сам Фил Коллинз (Рhil Соllins), взявший владельца в свою группу для съемки клипа!
Еще оригинальнее поступил некий переработчик вторсырья, который для рекламы своего бизнеса обвешал «Жука» всяким старьем так, что на нем живого места не осталось. Нью-йоркские же «зеленые» в прямом смысле изгадили Рontiac с целью отнюдь не меркантильной. Автомобиль «украшен» лишь малой толикой отбросов, собранных на городских пляжах. Говорят, одно лишь появление такого «мусоровоза» у мест общественного отдыха действует эффективнее любых призывов типа «Не сорить — штраф!»
Volkswagen и Pontiac — это уже не совсем живописная реклама. А есть и совсем не живописная, но не менее впечатляющая. Речь идет об автомобилях, специально придуманных для эффектной и эффективной доставки или продажи товара. Откровенно говоря, не знаю, кто первым таким образом механизировал и,одновременно,облагородил торговлю. Но известно, что среди первопроходцев была Соса-Со1а, в начале 30-х обзаведшаяся парком передвижных автоматов для разлива газировки. Однако, как и в случае с «граффити», эксклюзивные кузова дают заметную фору промышленным партиям.
У ирландцев есть пословица: «Душу пивом не поправишь». Англичане, похоже, не согласны: согласитесь, чтобы поставить на шасси роскошный «Дэймлер», стилизованный под бутылку с пивом, к этому напитку нужно относиться именно с душой. Впрочем, доставлять почтенным леди и джентльменам молочные продукты в фургончике со 120-сильным V8, расположенном в базе, — это тоже круто, хотя и идет вразрез с представлениями о консервативности англичан. Впрочем, фирма Рastyereyes Express на отсутствие заказчиков не жалуется. Как и владелец австралийской фабрикикухни, обслуживающий клиентов на хотроде, сделанном из довоенного фургона Ford с 5,0-литровым двигателем Мustang и «ягуаровски-ми» мостами. Кейт Аткинсон (Кeith Atkinson) гарантирует доставку «с пылу, с жару».
Но ведь автомобиль — товар сам по себе, а потому реклама ему тоже не вредна. Единственная марка, визуальной рекламы которой я не видел, — Rolls-Royce. Правда, читал: «Если при езде по проселку из стоящей на откидном столике рюмки не пролилось ни капли, значит, вы ехали на «роллсе». Все остальные вынуждены показывать товар лицом, и привлекательность рекламы нередко прямо пропорциональна классу машины. В качестве примера мы специально выбрали ан-типодов во всех отношениях, пред-ставленных в лучших западных изданиях. Вывод очевиден — авто-арт в автомобилестроении и автомобильной рекламе суть стороны одной медали.
По материалам www.gpmar.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий