пятница, 13 января 2012 г.

Когда дизайн в трубе - "кенгурятник" или "бычий отбойник"?

     Ничто так не преображает облик внедорожника, как его внешний обвес, главные элементы которого — передний отбойник и дополнительные боковые подножки. Какими бы ни были такие конструкции: блестящие или матово-черные, широкие и усеченные, разные по форме и по толщине, но в основе каждой из них — прочные стальные трубы, из которых умелые руки мастеров делают великолепные элементы экстерьера, возводящие дизайн автомобиля на новую высоту.
     В Америке навесные защитные дуги внедорожников называют «бычий отбойник» (Вull Ваг), но в нашей стране прижился австралийский вариант их названия - «кенгурятник». Когда то, на заре автомобилизации всего мира, австралийские фермеры крепили спереди своих машин решетчатые садовые калитки, которые при столкновении с многочисленными кенгуру защищали от повреждения автомобиль в целом, и его фары, и радиатор в частности.

     В принципе, назначение таких отбойников и сейчас осталось тем же — они сохраняют целостность фронтальной (иногда еще и тыльной) части автомобиля при любых столкновениях. Но для болыыинства автовладельцев подобная, чисто утилитарная роль кенгурятников отошла на второй план, а на первое место вышел декоративный эффект, производимый его массивной сверкающей конструкцией. Действительно, многие современные кенгурятники способны кардинально преобразить облик внедорожника, сделать его внешность не просто эффектной, но еще и необычной, не похожей на внешность других автомобилей той же модели. Одним словом, стиль, дизайнерское решение отбойников взяли верх над их защитными функциями.

     В основе любого кенгурятника — несколько стальных труб, сваренных между собой. Причем обычно для их изготовления используют высококачественную сталь, твердую и прочную, поскольку толщина стенок труб не должна быть большой, чтобы не увеличивать общий вес отбойника. Диаметр применяемых труб может достигать 100 мм, хотя наиболее часто используют трубы диаметром 70 — 80 мм. Цена конструкции во многом зависит : от качества сварки и качества обработки сварных швов. В болыпинстве автосалонов запросто можно встретить продаваемые кенгурятники, у которых неровности сварных швов видны невооруженным глазом. А вот у других моделей место шва обработано настолько аккуратно, что сваренные части производят впечатление единого целого. Но и стоимость таких отбойников примерно в пять раз болыде, хотя высокая цена включает не только затраты на качественнвю сварку и обработку стыков.

     По технологии обработки внешней поверхности труб кенгурятники делятся на хромируемые и полируемые. В первом случае на стальную конструкцию после специальной обработки наносят слой хрома. Такие дуги очень популярны в Америке, но в России они не прижились. Дело в том, что при эксплуатации внедорожника на дорогах родного Отечества в среднем в течение года даже самое качественное хромовое покрытие «облезает», подвергаясь воздеиствию внешней агрессивной среды — главным образом реагентов, которыми обрабатывают дороги зимой. Поэтому подавляющее болышшство продаваемых в нашей стране кенгурятников, попросту говоря, натерты до блеска — отшлифованы ручным или механическим способом. В качестве материала для них исполъзуют исключительно нержавеющую сталъ, что исключает коррозионные дефекты. Кстати, метод шлифовки значительно отражается на цене отбойника: ручная шлифовка, позволяющая более тщательно обработать поверхность используемых труб, ценится больше, чем шлифовка механическая, поэтому отшлифованные вручную кенгурятники стоят дороже.

     Существует и третий вариант внешнего покрытия кенгурятников — когда на стальные трубы наносят матово-черное полимерное покрытие. Основной изготовитель подобных отбойников — американская компания «Маник». Такое покрытие лучше противодействует воздействию внешней агрессивной среды, чем хром, а если его со временем и обобьют камни, ле-ящие из под колес других машин, то места сколов будут не сильно заметнына общем черном фоне. Говоря о внешнем оформлении отбойников следует упомянуть, что японские и корейские автомобилестроительные компании устанавливают на внедорожниках (по желанию покупателя) массивные пластиковые кенгурятники, не столько защищающие переднюю часть машины, сколько существенно преображающие ее внешность. Делают такие отбойники самых разных цветов, согласовывая их гамму с цветами кузова, бампера или накладных крыльев.

     Как и по технологии изготовления, по форме исполнения кенгурятники так-же могут быть различны. В последнее время широко используются малые отбойники, защищающие лишь радиатор. Например, немецкая компания «Дельта» изготавливает только такие кенгурятники, зато практически для всех выпускаемых в мире моделей внедорожников. Полноразмерные модели кенгурятников защищают всю лицевую часть автомобиля: решетку радиатора, фары и центральную часть бампера. Существуют модели защитных дуг, не прикрывающих фары, но зато полностью защищающих бампер с установленными в нем «противотуманками». Есть дуги с дополнительной защитой «подбрюшья» внедорожника — они практически дублируют (вернее — усиливают) штатную защиту картера. Бывают случаи, когда установкой лишь такой защиты дело и ограничивается, хотя это, конечно, исключение из правила. Иногда в той части кенгурятника, которая располагается напротив фар головного света, устанавливают мелкую решетку, предохраняющую световые приборы от попадания камней.

     Задний обвес внедорожника вряд ли удастся выполнить столь эффектным, как передний. Во-первых, его практически никогда не делают во всю ширину задка машины, во вторых ограничивают высотой в 30 — 50 см. Причина таких ограничений — «тыловая» дверь, которая должна беспрепятственно распахиваться, а также выступающие фаркоп и «запаска». Поэтому обычно дело ограничивается установкой разнесенных по ширине задней части машины небольших защитных отбойников-уголков (каждый — из одной-двух труб) и решеток на задние фонари, которые дополняют общую стилистическую картину. но не имеют какого-либо практическогс смысла. Иногда встречаются и одиночные задние отбойники. Как правило, они неболыпие по длине и устанавливаются в нижней части заднего бампера.
     Приобретая кенгурятник для своего внедорожника, заранее продумайте, будете ли вы в дальнеишем монтировать на него дополнительные фары или лебедку. В каждом из этих случаев на отбойнике должны быть предусмотрены места для их крепления. Да и для монтажа самого отбойника обязательно нужно, чтобы его крепежные места и крепежные места на автомобиле идеально совпадали друг с другом. Иначе установить кенгурятник не удастся. Получается, что каждый кенгурятник, из-за определенного расположения мест крепления, подходит лишь для одной или, в некоторых случаях, для нескольких моделей автомобилей.

    Хотя дополнительные пороги внешне не столь эффектны, как кенгурятники и не могут кардинально изменить внешний облик машины, надо признать, что в функциональном плане они гораздо важнее, поскольку и водитель, и пассажиры используют их по прямому назначению при каждой посадке в автомобиль и при выходе из него. Поэтому выбирать пороги следует не менее, а то и более тщательно, чем отбойники. Основных критериев для этого несколько.
     Во-первых, порог должен быть предназначен для той модели внедорожника, на которую его предполагается установить. Иначе, как минимум, места крепления на нем и на кузове могут не совпасть. Так что нет смысла угова-ривать дилера поставить понравившийся порог на автомобиль, для которого он не предназначен.

     Во-вторых, на порог должно быть удобно ставить ногу. Поэтому многие из них состоят из двух частей: металлической пластины-подножки и обрамляющей ее трубы, которая одновременно выполняет силовую и декоративную функции. Такие пороги не только улучшают удобство посадки, но и предохраняют кузов от летящих из-под передних колес брызг и камней. Другой вид боко-вого порога — толстая длинная труба. Водитель или пассажир при посадке наступает непосредственно на нее, поэтомуна ее поверхности нередко делают вырезы, в которые вставляют рифленые пластинки. Получаются неболыпие, но удобные ступеньки, на которые можно поставить ногу. Важно выбрать такой порог, чтобы каждая из этих ступенек оказалась аккурат напротив своей двери автомобиля. Пороги из толстых труб имеют несколько достоинств. Они усиливают несущую систему кузова, придают ей дополнительную жесткость (это особенно важно для несущих кузовов). Кроме того, автомобилъ с такими порогами удобно поддомкрачивать при помощи «хай-джека» - специального домкрата для внедорожников.
     Третий критерий — пороги не должны выбиваться из общего стилевого решения
автомобиля. Поэтому их цвет логичнее всего подбирать в тон цвета кенгурятника, хотя допускаются и другие варианты. Главное, чтобы пороги гармонично вписывались в дизайн внедорожника.
Если среди предлагаемых порогов нет такого, который наилучшим образом подходит для автомобиля, его владелец может заказать разработку и изготовление порогов в тюнинговой компании. Там проведут все необходимые расчеты, спроектируют и изготовят эксклюзивные пороги.
     Следует отметить, что "кенгурятники" пока запрещены новым техрегламентом о безопасности автомобильных транспортных средств  с 10 сентября 2010 года, однако это не мешает российским автовладельцам продолжать их использование, в надежде что правила будут пересмотрены...
   
По материалам  www.gpmar.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий